Обертон (overtone) дословно «надзвук» или «сверхзвук».
Обертоны присутствуют практически в каждом звуке.
Большая Советская Энциклопедия определяет обертон как «составляющую сложного колебания (механического, в том числе звукового, электрического) с частотой более высокой, чем основной тон. Соотношение частот обертона и основного тона выявляется при разложении сложного колебания в ряд.
Обертоны частоты которых относятся к частоте наинизшего, основного тона как целые числа 1:2:3 и т.д., называется гармоническими, или гармониками, если же зависимость оказывается более сложной — негармоническими»В музыке звук - это совокупность основного тона и гармонических обертонов. Любое звучащее тело может колебаться не только как целое, но и одновременно как бы «частями». Так в гитарной струне колеблется не только сердечник, но и оплетка, а еще колки, гриф и корпус. Сердечник задает основной тон, а все остальные элементы как бы добавочные звуки – обертоны. Вместе мы получаем тембр. Если струну поставить в другую гитару или поменять вид оплетки – будет тот же основной тон, но тембр уже другой.
Так же и в человеческом голосе. Основной тон задается голосовыми связками, но, отражаясь от разных участков-резонаторов (костей, хрящей, полостей) звук обогащается дополнительными тонами. У каждого человека внутренняя резонирующая «конструкция» уникальная, как отпечатки пальцев. Поэтому в мире нет абсолютно одинаковых голосов.
Тембр голоса зависит также от личной телесной истории. Телесно-ориентированный подход в психологии, говорит, что вся наша психическая история записывается в теле в виде мышечных зажимов, которые в свою очередь образуют мышечные блоки.
Итак, благодаря обертонам формируется уникальный тембр человеческого голоса.
А что же такое обертонное пение?
Читать далее на сайте http://voicemaster.ru/overtone_singing.php